Принцесса Укока (Принцесса Алтая, Принцесса Кадын, Алтайская принцесса, Укокская принцесса, княжна с Укока, Ак Кадын, княжна Кадын, леди Кадын, леди Укока, Оочы Бала, ледяная Владычица, ледяная принцесса, Алтайская леди) — мумия женщины возраста 25 лет, погребенной в кургане на плато Укок и открытой экспедицией под руководством Полосьмак Натальи Викторовны в 1993 году.
Туристское значение
После долгого обсуждения с 2012 года «быть или не быть» было решено показывать мумию, которая ныне хранится в Национальном музее РА имени А.В.Анохина, всем желающим. После длительного обследования учёными было определено, что сохранность мумии позволяет её показывать при соблюдении надлежащих параметров окружающей среды по 3 часа в сутки.
В среду и воскресенье, начиная с 8 июня 2016 года, с 10-00 по 13-00 посетители могут, наконец, обозревать не саркофаг, а саму находку русских археологов.
Следует отметить, что время обозрения экспоната устроители сопроводили рекламными толкованиями о связи просмотровых часов с новой луной и якобы выбора благоприятного времени от минимального воздействия злых духов и тёмных сил. Было решено выставлять мумию на обозрение не чаще 5, а с октября — 4 раза в месяц. В общем, опять новое «шаманство». Погружение в темноту.
Из истории открытия
В 1993 году при проведении раскопок в курганах на плато Укок в могильнике Ак-Алаха-3, между дорогой от погранзаставы к заброшенному сегодня пункту Бертек и ограничительной пограничной линией из колючей проволоки, во втором погребении кургана 1, диаметром 18 метров, в колоде, забитой четырьмя медными гвоздями и наполненной льдом, была обнаружена в позе спящей забальзамированная женщина.
Захоронение, как считает специалист по анатомии В. Шок, произошло в середине июня. Возможно перед захоронением лицо тщательно «ретушировалось» на протяжении какого-то промежутка времени, так как покрывалось специальным составом. Кроме этого, глазницы покрывались глиной с воском и в них найдено маленькое голубое стёклышко.
Необычным является одиночное погребение женщины. Аналогичным ему является погребение, ограбленного Второго Туэктинского кургана. Только туэктинский курган чуть ли в два раза превосходит размерами акалахинский. Вероятно, женщина была или шаманкой, или служительницей культа. О высоком положении свидетельствует просторная погребальная камера, массивная колода, бальзамирование, шёлковая рубаха, присутствие кориандра и сопровождение из шести украшенных коней.
Идентификация личности
Так кто же эта женщина? Принцесса или нет?
Ничего сверхобычного, что причисляло бы женщину к жреческому положению, в погребении не обнаружено. Нет ничего необычного и в татуировке. Она лишь свидетельствует о более высоком или более низком ранге. Украшения типичны для погребений Пазырыка.
Учёные считают, что — только не амазонка, так как здесь нет ни одного предмета вооружения. Может быть она была шаманкой или женщиной, одарённой какими-то необычными для её современников качествами.
Академик РАН Вячеслав Иванович Молодин считает, что женщину из курагана «Ак-Алаха-3» не следует называть «принцессой». По его мнению, она представляет средний слой пазырыкского общества, и причисление её к разряду «принцесс» — политиканство низшего пошиба.
Интересным фактом является то, что мумия названной женщины отнюдь не первая, которая найдена и вывезена с Алтая. Несколько мумий Горного Алтая, найденных в пазырыкских курганах в 30-50-х годах, сегодня хранятся в Эрмитаже. Вот они, несомненно, представляют, по мнению самых авторитетных исследователей прошлого Алтая — самые высокие слои общества Пазырыка и Укока.
Хистория
В конце марта 2006 года на Международном симпозиуме «Замороженные погребения в горах Алтая: итоги и перспективы» в Горно-Алтайске академик В. Молодин рассказал об исследовании захоронений на Укоке, о проблемах консервации и реставрации. Курганам по его мнению грозит опасность «размораживания» и их следует квалифицированно раскопать.
На данный момент археологов обвинили во всех бедах, постигших Республику Алтай. Как только мир, благодаря фильму BBC узнал про раскопки на Укоке, Горный Алтай посетило мракобесие, разожглась истерия вокруг производимых археологами работ. Журналисты, которым сегодня незнакомы такие понятия как честность, правда и грамотность, проявили свою истинную сущность в данной ситуации во всей красе.
Для начала эта каста дилетантов окрестила женщину «Принцессой Кадын» и возвела её в ранг прародительницы алтайского народа. При проведении праздников стали использовать реконструкции костюмов из курганов, сделанными учёными. Далее потребовали вернуть мумию в Республику Алтай, а затем, после её возвращения в республиканский музей, началась кампания об её захоронении.
После землетрясения на Алтае в 2003 году истерия расцвела махровым цветом. На этой волне стала подниматься масса политиканов и тёмных личностей. Во всех бедах повинными оказались учёные-святотатцы.
В начале 2005 года к разжиганию национальной розни и расцвету мракобесия присоединился… Первый канал государственного Российского ТВ! По заказу был профинансирован и снят фильм «Месть алтайской принцессы». Фильмом многократно охмуряли жителей всей России. Как говорится, чтобы ложь глубоко проникла в общество.
Фильм является шедевром в части галиматьи, мистики и отсебятины. До этого момента учёные молчали, не желая участвовать в низкопробной ахинее. Но фильм ситуацию изменил…
Деятелями науки было указано, что, рассказывая о обрядах алтайцев, телевизионщики показывают мусульманские кладбища. Рассказывая о технике раскопок, они скатываются до уровня фантазирования умственно недоразвитых особей.
В фильме показан эпизод грома среди ясного неба, при котором водители-алтайцы заговорили о потревоженных духах Укока. Ладно не было грома. Не было в реальности… ни одного водителя-алтайца! В экспедиции работали только собственные шофёры.
Попутно бросили тень на плетень, абсолютно безграмотно обсудив раскопки Руденко Сергея Ивановича в Пазырыкских курганах.
Для броскости раскопок придумали алмазные шпильки, которых и в помине не было. Интервью Н.В. Полосьмак о разных временах раскопок безжалостно покромсали и соединили, как хотелось заказчикам, усилив тем истерию.
В фильм ввели абсолютно выдуманную подсадную утку — «участника экспедиции Владимира Алексеевича», который, прикрыв бесстыжие глаза очками, подтвердил галиматью авторов фильма о содрогании плато при раскопках.
Выдумки авторов нарастали, как снежный ком: ломающиеся грузовики; курганы, напоминающие алтайские горы, а те — египетские пирамиды; традиции бальзамирования, общие для пазырыкцев и египтян; родство алтайцев и египтян; утверждение, что пазырыкцы – прямые и единственные потомки алтайцев; рассказ о выставках мумии по миру… Расстрел парламента и Чечня 1993 года авторами фильма также связаны с Укоком.
Кроме того, версию авторов фильма озвучили неоднозначные фигуры Горного Алтая и фольк-хисторик, напоминающие шаманов, беснующихся вокруг раздираемой ими лошади.
И куда же без Рериха! Ему приписали то, чего и в помине не было.
Что касается культа Кадын, основанным чисто на выдуманных предсказаниях каких-то камов, то он появился на исторической сцене… после раскопок 1993 года Н.В. Полосьмак.
В 2012 году мумию забрали из Новосибирска в музей Горно-Алтайска в специальное помещение, сопроводив это событие комментариями, что данный акт прошёл в соответствии с верованиями коренных алтайцев и учётом профессиональных и этических норм.
В 2015 году по заказу был изготовлен специальный саркофаг, похожий на тот, в котором мумия находилась в кургане. Выполнен, как заявили его заказчики, из современных материалов, что можно расценивать, как изготовление из пластика.
Описание
Голова найденной в колоде женщины была в парике на треть колоды и направлена на восток, ноги и руки были слегка согнутые в коленях и локтях. Лицом была обращена на север и находилась в позе спящей.
Форма её причёски сохранилась. Парик из чёрной массы был обтянут конским волосом. Деревянные накосники, нашитые 15 деревянных фигурок птиц и деревянная кокарда лежащего оленя, украшавшие парик, были покрыты фольгой из золота. К парику крепился символ «древа жизни» — длинный, свыше 60 см, лепесток из войлока на деревянной палочке-каркасе, обтянутый тканью чёрного цвета.
Прядь волос, собранных на макушке, украшались сделанным из красной шерсти чехлом, с воткнутой в него булавкой из бронзы, навершием которой служил стоящий на шаре деревянный олень. Навершие было покрыто золотой фольгой.
Слева от женщины, у бедра, нашли зеркало в цельной деревянной оправе с ручкой, в чехле из войлока красного и белого цвета. В ручке была проделана дырочка, вероятно, для крепления зеркала ремешком, который не сохранился. Поверхностью зеркала служила квадратная пластина из бронзы.
Рядом с зеркалом находилась россыпь бус разного цвета, из стекла и пасты, а также коренной человеческий зуб. Внизу от бус находилась чёрная кисточка, сделанная из конского волоса.
Косметический набор женщины Укока, включал кроме кисточки и бус, горстку рассыпанного порошка фосфата железа, вивианита — минерала яркого сине-зеленого цвета, и тоненького стерженька, выполненного из плоских металлических колечек, с вивианитом внутри. Заметим, что вивианит сопровождает золотоносные пески в Горном Алтае, что допускает элемент его сакрализации.
Серёжки в ушах женщины представляют золотую проволоку в виде колечек.
Шею украшала гривна в виде изогнутой деревянной пластины, к которой крепились вырезанные из дерева восемь объёмных фигурок крылатых барсов, покрытых фольгой из золота.
Женщина была одета в шёлковую желтоватую рубаху, кисти рук были закрыты рукавами. Шёлковая рубаха выкроена необычно широко для скифского времени и была до колен. Шёлк некитайского производства. Возможное место его изготовления — северо-восток Индии. Рубаха до погребения использовалась: имеет грубые стёжки и заплату.
На женщине была надета сшитая из трёх полос, двух красных и одной белой, шерстяная длинная юбка, к который был пришит толстый, длинный витой шерстяной красный пояс с кистями. На юбке нашли пять бронзовых маленьких подвесок.
Под головой была положена подушка-валик из войлока, набитая войлоком, обрезками меха, травой и обрывками шерстяных веревочек.
На ногах, до паха, были надеты войлочные чулки, украшенные сверху полосой вырезанных красных фигурок из войлока. Снизу были пришиты следики из ткани красного цвета.
На сохранившихся частях рук женщины хорошо просматривалась татуировка от пальцев и кисти до плеча. Очень важной деталью были тонкие верёвочки из шерсти на мизинцах. Известен обычай, когда чёрно-белую верёвочку, связывающую покойного с одним из родственников разрезали, чтобы нарушить связь умершего с живыми.
Подстилкой в колоде служил тёмный войлок, сшитый из двух кусков. Вероятно, в прошлом он служил занавесом для кровати, так как имеет войлочные петли.
Всё, то находилось в колоде было укрыто покрывалом из меха с каким-то образом прикреплёнными к нему в прошлом фигурками из золотой фольги.
При раскопке в погребении были найдены блюда и сосуды, выполненные из керамики, рогов яка и горного козла, поднятые замёрзающим льдом наверх. Внутри деревянной кружки с ручкой из двух барсов, изготовленной из цельно куска дерева, находилась мутовка для взбалтывания молока.
Кроме того, в погребении найдены: наполненное семенами кориандра каменное блюдце, блюда-столики из цельных кусков древесины с остатками мясной пищи и железным ножом, воткнутым в крестец жеребёнка. Ручка ножа украшена фантастическими животными.